Авторы |
Мария Александровна Липчанская, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права имени Н. В. Витрука, Российский государственный университет правосудия (Россия, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69), E-mail: lipchna_maria@mail.ru
Татьяна Николаевна Балашова, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского процесса, публично-правовой деятельности и организации службы судебных приставов, Всероссийский государственный университет Юстиции (РПА Минюста России) (Россия, г. Москва, ул. Молодогвардейская, 46, корп. 1), E-mail: zahar48@bk.ru
Анна Владимировна Шиндина, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера, Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1), E-mail: a.v.shindina@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. На основе теоретических обобщений и практики конституционно-правового регулирования рассматривается вопрос трансформирования социального государства под воздействием развития технологий и инноваций, формирования цифрового экономического пространства. Авторы подчеркивают взаимосвязь процесса развития технологического инновационного общества и необходимости пересмотра ценностей социального государства. Материалы и методы. Для достижения указанной цели применялись методы системного подхода, диалектической взаимообусловленности, бихевиоризма, историко-правового, сравнительно-правового и логического подходов. Показана взаимосвязь между цифровой транс-формацией, с одной стороны, и экономическим развитием, производительностью труда и занятостью, с другой стороны. В исследовании не только обозначены проблемные вопросы современного функционирования социального государства, но и проводится параллель в его развитии. Результаты. Исследуются потенциальные угрозы и риски, с которыми сталкивается социальное государство при реализации своих базовых гарантий в условиях развития технологий и инноваций. Выводы. Про-исходящие трансформационные процессы не конечны, современное российское государство только начинает активно перестраивать свои принципы, подходы и способы, направленные на обеспечение социальной жизни граждан в условиях развития цифровой экономики, технологий и инноваций. Особое внимание к рассматриваемой теме обусловлено не только логично вытекающими изменениями, но и такими катализаторами, как развитие коронавирусной инфекции, рост дистанционного образования, переход на электронные системы оказания услуг, развитие платформизации. Внедрение технологий искусственного интеллекта, стремительный технический прогресс и цифровая трансформация экономики в целом несут с собой большие выгоды для государства. Однако для того, чтобы воспользоваться этими преимуществами, государственные органы должны эффективно решать серьезные проблемы, касающиеся изучения влияния технологического и информационного процессов на распре-деление экономических ресурсов, необходимости воспитания нового поколения, способного адаптироваться и работать с искусственным интеллектом, выделения достаточного объема средств в необходимые технически интенсивные секторы и, наконец, создания соответствующей среды для производителей цифрового рынка.
|